Нарушают ли художники-копиисты закон?



Слово "копия" в голове у большинства из нас прочно ассоциируется со словом "подделка" "контрафакт", поэтому многие наши заказчики часто интересуются а когда за нами придут, а не нарушаем ли мы закон?

В этом посте хочу осветить некоторые моменты относительно копирования живописи с точки зрения закона.
 


 1. Общественное достояние

Согласно 1281 и 1282 статье Гражданского Кодекса РФ через 70 лет со дня смерти автора любое живописное произведение переходит в общественное достояние и "может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения."

Таким образом, если художник умер более 70 лет назад, то его картины может копировать кто угодно не нарушая закон (копирование полотен мастеров прошлого входит в обязательную программу при обучении в Академии Художеств например)

2. Копирование работ современных художников

Делать копии с картин не перешедших в общественное достояние без одобрения автора безусловное нарушение закона.

Но что делать если нельзя но очень хочется? Часто художники в этих случаях пишут не точную копию, а работу "по мотивам" копируя стиль автора оригинала или внося небольшие изменения в сюжет. Насколько мне известно закон не регламентирует объем изменений в картине после которого она становится не копией, а картиной-подражанием, вариацией на тему и так далее, этим многие и пользуются.

Если к нам обращаются с просьбой написать копию с работы современников первое, что мы делаем это отсылаем заказчика к автору оригинала. Зачастую оказывается, что наши услуги обойдутся дороже, чем заказ так называемого "авторского повтора" у художника. Такая ситуация обусловлена тем, что на создание авторского произведения у художника может уйти несколько часов - он как не положит краску, авторская картина останется авторской, а на написание копии с неё же могут уйти недели - мы при копировании не можем вносить что-то от себя.

В общем как-то так сложилось, что копий с работ наших современников мы не делали. Да и глупо как-то заказывать копию с картины современника даже если это и дорогой художник - всегда можно найти авторскую работу по сердцу и бюджету.

3. Копия и "подделка". В чем разница?

Иногда заказчики интересуются, а можно выдать нашу копию за оригинал? Мы всегда отвечаем что можно, но только друзьям на кухне. Профессионал всегда с легкостью отличит нашу копию от оригинальной работы.

Дело в том, что для написание подделки и копии это две совершенно разные задачи с разными подходами. Для написания хорошей подделки необходимо использовать старый холст, который мог использовать художник (для того чтобы заполучить холст как правило покупаются картины малоизвестных авторов-современников "жертвы" подделки), нужно использовать краску, которой мог пользоваться художник (по составу красок часто распознают мошенников). Да и пишется как правило не копия картины из музея, а вариация на тему - якобы один из авторских повторов например.

Мы же при написании копии используем как правило современные материалы - холсты, краски, перед нами не ставят задачу "состарить" картину - масляные краски и лак меняют свой цвет со временем и свежая картина всегда будет отличаться от написанной даже несколько лет назад.

В общем попытка выдать хорошую копию за оригинал заведомо обречена на провал. Но на всякий случай при написании копии "музейного" уровня художники хотя бы на один сантиметр меняют размер копии по сравнению с размером оригинала. Такова традиция, пошедшая вероятно со времен работы копиистов в музеях - видимо заставляя художников изменять размер копии, музейные работники пытались обезопасить свои фонды от возможных подмен и злоупотреблений.

Вот основные моменты относительно законодательства и копирования, надеюсь мой пост был вам полезен, добавляйтесь в друзья, планирую раз в неделю писать что-нибудь интересное об искусстве и живописи.